Родившийся в осетинской семье в Москве в 1953 году и выросший на Кавказе Валерий Гергиев
получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И. А. Мусина.
В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине и ещё студентом
консерватории был приглашён в Кировский театр.
В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а
с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня
Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира. С ним хотели бы сотрудничать лучшие оркестры
и оперные коллективы. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу
Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом
и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве). Художественные достижения
маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Он - народный артист России
(1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, с 1996 по 2000 и в 2002
году ему как лучшему дирижёру года присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска",
Гергиев получил приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой софит" за лучшую дирижёрскую работу
в 1997, 1998 и 2000 годах. За выдающиеся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был
удостоен титула "Лучший дирижёр года" (Musical America - США, Independent, Evening Standart -
Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips вручил ему
специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра.
В 2000 году Валерий Гергиев был избран действительным членом Международной академии творчества.
В том же году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и
орден св. Месропа Маштоца. В 2001 году маэстро был награждён Крестом I класса "За заслуги"
Федеративной Республики Германии за активное содействие в области германо-российского
культурного обмена и личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов. Гергиев также
был удостоен высочайшей правительственной награды Италии - ордена "Почётный кавалер" ("Ufficiale
al Merito"). Такая награда вручается выдающимся гражданам страны, внёсшим особый вклад в
благосостояние отечества в областях науки, экономики и культуры. Подобная честь оказывается
иностранцам в исключительных случаях. 31 января 2002 года Владимир Путин вручил Валерию
Гергиеву премию Президента России в области литературы и искусства.
В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным
художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, особенно произведений
русской классики, что ставит маэстро особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан
Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля
"Звёзды белых ночей"
в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его
управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона
1999-2000.
Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты
Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое внимание в репертуарной
политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий этого
направления стала опера "Парсифаль" (1997), поставленная в России впервые за последние 80
лет. В 2000 году началась работа над вагнеровским "Кольцом нибелунга". В мае 2000 года
состоялась премьера первой части цикла - оперы "Золото Рейна", в 2001 - "Валькирии". Вся
тетралогия впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке и в последовательности
частей, предусмотренной композитором. В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили
несколько юбилеев: 20-летие прихода маэстро в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального
руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принёсшего записи
более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние
и поныне. Это два фестиваля, посвящённые Римскому-Корсакову и Прокофьеву, - фигурам первой
величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянке"
и "Садко", добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей бессмертный" и "Царская невеста",
а также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному
ангелу" и "Войне и миру"). Другие оперы, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину",
обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых
значительных выпусков в серии Philips - Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной
санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта"
записывались на ранней стадии этого сотрудничества. В 1998 году вышли в свет "Щелкунчик" и
"Жар-птица", а также "Прометей" Скрябина.
С оркестрами Мариинского театра, Венской филармонии, Роттердамской филармонии дирижёр
записал произведения Бородина, Глинки, Мусоргского, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова,
Шостаковича и Чайковского.
Статья в
The New Yorker так определяет устремления и результаты плодотворной
дейтельности маэстро:
"Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие
дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям.
Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее праздненство звука. Он способен
выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".
© Мариинский театр