ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — основной вид пения в православной древнерусской церкви. Знаменами или крюками назывались певческие знаки, которыми записывались напевы.
Возникновение знаменного распева относят к ХII в. Знаменный распев строился и развивался в системе осмогласия — 8 гласов, каждый из которых представлял сумму диатонических попевок. с диапазоном, не больше кварты. Напевы, или погласицы, каждого из 8 гласов слагались из трех-четырех попевок. Погласицы не имели деления на такты, ритм напева определялся текстом; мелодика очень плавная, без резких скачков и хроматизмов. Исполнялся знаменный распев в унисон, а капелла. С XVI в. мелодии знаменного распева использовались в качестве основной мелодии в ранней форме многоголосия — так наз. строчном пении на 2, 3, 4 голоса. В XVII в. строчное пение было вытеснено партесным пением. Мелодика знаменного распева оказала влияние на творчество русских композиторов. А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др. обращались в своих произведениях к знаменному распеву.