ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса. Различают тесситуру высокую, среднюю и низкую. Тесситура может быть низкой, хотя в произведении содержится ряд предельно высоких нот, и, наоборот, высокой, несмотря на отсутствие таковых. Наиболее удобна для пения средняя тесситура. Выдерживание тесситуры — показатель выносливости голоса к звуко-высотной нагрузке, одно из важных качеств при определении типа голоса. Тесситура исполняемого репертуара должна соответствовать возможностям певца. В романсах и песнях тесситура может быть изменена путем смены тональности в сторону понижения или повышения (см. Транспозиция). В опере завышенный строй современного оркестра (часто достигающего ля 1-й октавы = 445 герц при эталоне 440 герц) создает дополнительные тесситурные трудности для певцов. Оперы с середины XIX в. писались в расчете на оркестр, имевший строй ля = 435 герц (парижский камертон), ля = 439 герц (петербургский камертон), а оперы начала XVIII в.— на оркестр в строе ля = 420 герц. Поэтому, например, басовые партии в операх В. А. Моцарта имеют почти баритоновую тесситуру.