РЕКВИЕМ (от первого слова лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный даруй им, господи») — траурная заупокойная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра; исполняется на латинском языке. От мессы реквием отличается тем, что в нем отсутствуют части Gloria и Credo, вместо которых вводятся другие — Requiem, Dies irae, Lacrimosa и др. Первоначально реквием складывался из григорианских хоралов, с XV в.— из многоголосных обработок хоральных мелодий (реквиемы И. Окегема, О. Лассо, Палестрины). В XVII — XVIII вв. реквием становится монументальным циклическим произведением для хора, солистов и оркестра. Наиболее выдающиеся образцы этого жанра выходят за пределы культовой музыки, выражая глубокий мир человеческих переживаний, связанных со скорбью по усопшим, В концертных залах звучат реквиемы В. А. Моцарта, Л. Керубини, Г. Берлиоза, Дж. Верди, А. Дворжака, Дж. Пуччини. Особое место занимают «Немецкий реквием» И. Брамса, написанный на немецкий текст из Священного писания, и «Военный реквием» Б. Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихами английского поэта У. Оуэна. Реквиемы советских композиторов (Д. Б. Кабалевского, М. А. Юдина) не связаны с традиционным текстом и отражают современную тематику.