РЕЧИТАТИВ (итал. recitativo, oт recitare — декламировать) — род вокальной музыки, основанный на использовании интонационно-ритмических возможностей естественной речи. Строение речитатива определяется структурой текста и распределением акцентов речи, для него не свойственна тематическая повторность. Основные интонации речитатива соответствуют характерным интонациям речи. Речитатив возник вместе с зарождением оперы и близких ей жанров оратории и кантаты и занимал в них важное место, чередуясь с хоровыми и сольными эпизодами. В конце XVII в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы сформировались два типа речитатива: речитатив secco («сухой») исполнялся говорком, в свободном ритме, поддерживался протянутыми аккордами клавесина; речитатив accompagnato (аккомпанированный), с точно определенной ритмикой и более выразительный интонационно, исполнялся в сопровождении оркестра. Эти типы речитатива, особенно речитатив accompagnato, развивались в творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Дж. Россини. В операх XIX в. с их «сквозным» развитием мелодизированный, драматически насыщенный речитатив свободно переходит в ариозные эпизоды (оперы Р. Вагнера, Дж. Верди, Р. Штрауса). Возможности речитатива-ариозо широко использовались и в творчестве русских композиторов (особенно П. И. Чайковского) наряду с развитием декламационного речитатива, тонко передающего обобщенные речевые интонации (оперы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского). В XX в. наряду С речитативом применяются близкие к нему типы мелодекламации и речевой декламации с уточненной звуковысотностью и ритмом (так наз. Sprechgesang — речевое пение). Речитатив используется и в камерной вокальной музыке (романсы и песни Ф. Шуберта, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева).