ОПЕРНОЕ ПЕНИЕ — исполнение оперных партий. В оперном пении обычно воплощаются глубокие человеческие страсти, сильные переживания, вызванные острыми, напряженными драматическими конфликтами. Оперное пение всегда крупно, выпукло, ярко. Оно требует от певца широкой динамической палитры голоса, эмоциональности исполнения, умения создавать живые реалистические образы, четкой дикции. Голос оперного певца — сильный, темброво насыщенный, с большим диапазоном, способный выдерживать тесситуру оперных партий, пробиваться через плотное звучание оркестра, наполнять большие помещения (оперные голоса современных певцов имеют обычно силу 110—120 децибелл в метре от рта).
Требования к певческому оперному голосу исторически менялись. Так, в эпоху бельканто в пении особенно ценились гибкость, техника беглости, безупречная кантилена, использовались натуральные регистры, сила голоса не имела первостепенного значения. С середины XIX в., в связи с драматизацией партий, увеличением состава оркестра и размеров театральных помещений стали требоваться сильные объемные голоса с полноценно звучащими верхними нотами. В вокальных партиях современных опер используются речитативный принцип построения мелодии, -бвльшие интервальные с-качка, резкие изменения динамики и темпа, часто неудобная тесситура, крайние звуки диапазона. Все это делает необходимым обратить особое внимание на технику пения, развитие и совершенствование слуха. Репертуар оперных театров включает в себя лучшие образцы всех оперных стилей, сочинения композиторов разных национальностей, поэтому певец должен владеть различными видами звуковедения. Для оперного
певца важно строго держаться своего типа и характера голоса, верно рассчитывать уровень технической оснащенности при вхождении в репертуар. В этом залог поступательного развития голоса и его долголетия. Оперное пение осваивается только на оперной сцене при участии оркестра. Важной подготовительной ступенью является освоение репертуара в оперных студиях, существующих при большинстве отечественных консерваторий.