ОПЕРА КОМИК (фр. opera comique) — французская разновидность комической оперы, сложившаяся в середине XVIII в. Возникла в парижских ярмарочных театрах как пародия на большую придворную оперу Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо. Поначалу представляла собой остросатирический спектакль со вставными музыкальными номерами — водевилями, ариеттами на злободневные темы. Первые авторы комических опер — драматурги А. Р. Лесаж, А. Пирон, Ш. С. Фавар и композиторы К. Жилье, Ж. Муре, П. Л'Аббе. Со временем роль музыки возрастала, и к середине XVIII в. комическая опера сформировалась как музыкально-театральный жанр. В отличие от оперы-буффа, речитативы в ней были заменены разговорными диалогами, тематика стала более разнообразной (от бытовой до сказочной и экзотической). Среди лучших комических опер XVIII в.— «Дезертир» П. А. Монсиньи, «Ричард Львиное сердце» А. Э. М. Гретри. В XIX в. комические "оперы приобрели черты романтизма («Белая дама» А. Буальдьё, «Фра-Дьяволо» Ф. Обера). В жанре опера комик (с разговорными диалогами) создана глубоко трагедийная опера Ж. Бизе «Кармен».