На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   вокальный  словарь

ОБЕРТОНЫ (нем. Obertone, от ober — высокий и tone — звуки) — призвуки; расположенные выше основного тона, по которому определяется высота звука. Источник звука (струна, столб воздуха, голосовые складки) колеблется не только всей своей длиной и массой, но и отдельными частями. Колебание источника звука в целом рождает частоту, определяющую высоту звука,— основной тон. В результате частичных колебаний возникают обертоны, влияющие на окраску звучания (см. Тембр). Различают обертоны гармонические (гармоники), которые по частоте в 2, 3-, 4 и т. д. раз выше основного тона и образуют вместе с ним так наз. натуральный ряд звуков, и негармонические, подчиняющиеся другим закономерностям. В струнных музыкальных инструментах тембр звука зависит от структуры и формы дек. В голосовом аппарате, как и в духовых инструментах, образование окончательного тембра зависит от резонаторов. Свойство обертонов образовывать тембр звука широко используется в музыкально-исполнительской практике. У певцов тот или иной набор обертонов, возникающих в голосовой щели, зависит от плотности смыкания голосовых складок, степени их натяжения, включения в вибрацию той или иной части мышечной массы. При плотном смыкании голосовых складок, характерном для звучания в грудном регистре, возникает богатый набор обертонов (до 30-ти), создающий условия возникновения резонанса в головном и грудном резонаторах. При неплотном смыкании в грудном регистре (недосмыкание; придыхание) уменьшается число высокочастотных обертонов, звук теряет яркость, звонкость. При фальцете, когда колеблются лишь края складок и между ними остается щель, набор обертонов исходного звука крайне ограничен (2—3 обертона).


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум