МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. melos — мелодия и лат. declamation — декламация) — художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки. Мелодекламация возникла уже в античном театре. В XIX в. она нередко использовалась в опере (сцена «В волчьем ущелье» из оперы К. М. Вебера «Волшебный стрелок», сцена «В тюрьме» из оперы Л. Бетховена «Фиделио»). С конца XIX в. мелодекламация как концертно-эстрадный жанр пользовалась большой популярностью в России; к этому жанру обращались А. С. Аренский, А. А. Спендиаров, в советское время — С. С. Прокофьев (симфоническая сказка «Петя и волк»). В XX в. мелодекламация приобретает черты, сближающие ее с речитативом — так наз. связанная мелодрама, в которой с помощью особых знаков фиксируется ритм и высота звуков голоса. В творчестве А. Шёнберга и А. Берга этот вид мелодекламации принимает форму Sprechgesang (нем.) — речевого пения («Лунный Пьеро» А. Шёнберга, эпизоды в опере «Воццек» А. Берга).