МЕЙСТЕРЗИНГЕР (нем. Meistersinger, от Meister — мастер и Singer — певец) — поэт-певец в Германии XIV — XVI вв., принадлежавший к ремесленному сословию. Литературно-певческие общества мейстерзингеров имели цеховой устав, утверждавший жесткую иерархическую систему: ученик, подмастерье, певец-поэт, мастер. Принципы и методы сочинения и исполнения вокально-поэтических произведений излагались в сводах правил (так наз. табулатурах). Мелодии песен назывались «тонами», сочинение нового «тона» давало право на звание мастера. За «тонами» закреплялись характерные названия, например «серебряный тон Ганса Сакса», «ткацко-чесальный тон Амвросия Мецгера», «цветистый, райский тон Иосифа Шмирера». Вначале песни создавались только на религиозные темы, в XVI в. их тематика расширилась. Форма стихов и количество строк в них строго регламентировались. Песни исполнялись большей частью без аккомпанемента. Сохранилось довольно большое количество стихов мейстерзингеров. Главными центрами мейстерзанга были города Майнц, Страсбург, Вюрцбург, Аугсбург и Нюрнберг. Крупнейшие представители мейстерзингеров — М. Бегайм, X. Фольц, Г. Сакс. Мейстерзингерам посвящена опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».