МАДРИГАЛ (итал. madrigale, от лат. matricale — песня на родном языке) — жанр светской многоголосной лирической песни, распространенный в Италии в эпоху Возрождения. В XIV в. мадригал представлял собой двух-трехголосную вокальную пьесу любовно-лирического, мифологического, шутливого содержания, иногда с инструментальным сопровождением. Верхний голос обильно украшался мелизмами. Ведущие авторы мадригалов в этот период — Ф. Ландино, Дж. да Фиренце, Дж. да Болонья. В XV в. мадригал вытесняется фроттолой. XVI в.— время нового расцвета мадригала. Музыка отличается свободой и изысканностью письма, ей свойственны обилие хроматизмов, смелые модуляции, переплетения голосов, число которых достигает пяти. Этот период связан с именами Я. Аркадельта, О. Лассо, А. Габриели, Л. Маренцио, К. Монтеверди, К. Джезуальдо ди Веноза (Италия), Т. Морли, У. Бёрда (Англия), X. Хаслера, Г. Шютца (Германия). К XVII в, возникает традиция сочинения мадригала для солирующего голоса с инструментальным сопровождением (Л. Луццаски, Дж. Каччини). Тогда же появляются мадригальные комедии. В XX в. жанр мадригала снова привлекает внимание композиторов — п. Хиндемита, Б. Мартину и др.— и широко входит в концертно-исполнительскую практику.