КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА — жанр оперы комедийного содержания, сложившийся в странах Европы в XVIII в. По сравнению с бытовавшей ранее оперой-сериа круг сюжетов значительно расширился — от легкой буффонады с занимательной интригой до серьезной комедии. В музыке наблюдалась более тесная связь с народными и бытовыми интонациями, ариозный стиль стал проще; уделялось большое внимание обрисовке характеров действующих лиц. В разных странах появились различные разновидности комической оперы: в Италии — опера-буффа, во Франции — опера комик (другое название — комическая опера), в Англии — балладная опера, в Германии и Австрии — зингшпиль, в Испании — тонадилья и сарсуэла. В России возникновение комической оперы связано с формированием национальной композиторской школы в последней трети XVIII в. («Скупой» В. А. Пашкевича, «Американцы» Е. И. Фомина). Достижения комических оперных жанров были развиты и преобразованы В. А. Моцартом, К. М. Вебером, Дж. Верди, Ж, Оффенбахом, М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, С. С. Прокофьевым.