КОЛОРАТУРА (итал. coloratura — украшение) — быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии и т. п.)
и мелизмы (группетто, морденты, форшлаги, трели), служащие для украшения сольной вокальной партии. Колоратура была широко распространена в вокальных партиях опер, хоровых произведениях, духовных концертах XVII — начала XIX вв.; сначала включалась в партии всех голосов, позднее — лишь высоких голосов. В итальянской опере XVII — 1-й пол. XIX в. приобрела огромное, подчас самодовлеющее значение, нередко превращаясь в средство демонстрации технических возможностей певца (см. Бельканто). Во многих русских и зарубежных классических операх колоратура является неотъемлемой частью характеристики персонажей (Людмила — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Шемаханская царица — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, Царица Ночи — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и др.). В вокальных партиях современных опер колоратура почти не встречается. В современных хоровых произведениях используется как изобразительный прием (напр., в обработках народных песен). См. Беглость, Вокализ.