На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   вокальный  словарь

КАНОН (греч. canon — правило) — форма полифонической музыки, основанная на строгой имитации — точном повторении мелодии во всех голосах. Каждый голос вступает раньше, чем мелодия закончится у предыдущего голоса. Первый, ведущий голос в каноне называется пропостой (итал. proposta — предложение), имитирующие голоса — риспостой (итал. risposta — ответ). Каноны различаются по количеству голосов, интервалу между их вступлениями (каноны в приму, октаву, кварту, квинту и пр.), числу тем, имитируемых одновременно (канон двойной, тройной и т. д.), разным соотношениям пропосты и риспосты (канон в увеличении, уменьшении, обращении). В бесконечном каноне конец мелодии переходит в ее начало, поэтому голоса могут вступать любое количество раз. В хоровой и ансамблевой литературе форма канона использовалась в творчестве О. Лассо, И. С. Баха, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. Использование канона как выразительного средства встречается в оперной литературе, например квартет «Какое чудное мгновенье» из I д. оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», дуэт «Враги» из 2-й картины оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум