КАМЕРНОЕ ПЕНИЕ (от лат. camera — комната) — исполнение камерной вокальной музыки. Вокальная камерная музыка (в жанрах песни, романса, ансамбля) с конца XVIII в. и особенно в XIX в. заняла видное место в музыкальном искусстве. Постепенно сложился соответствующий жанру камерный исполнительский стиль, основывающийся на максимальном выявлении интонационно-смысловых деталей музыки. Камерное пение обладает большими возможностями в передаче тончайших лирических эмоций. Оно требует от исполнителя высокой музыкальной и общей культуры, гибкого, способного к тончайшей нюансировке голоса, который не обязательно должен быть мощным. Выдающимся талантом трактовки камерных произведений обладали М. Оленина-Д'Альгейм, 3. Лодий, Н. Дорлиак, 3. Долуханова, Э. Шварцкопф, Д. Фишер-Дискау. Многие оперные певцы — прекрасные камерные исполнители, например С. Лемешев, Н. Обухова, М. Максакова, Н. Шпиллер, И. Архипова, Е. Нестеренко, 3. Соткилава и др. Они продолжали и продолжают традицию великих русских певцов прошлого Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой, владевших в равной степени оперной и камерной манерой исполнения.