БАС (от итал. basso — низкий).
1) Самый низкий мужской певческий голос с диапазоном фа большой октавы — фа 1-й октавы. По тесситуре басы разделяются на высокие и низкие. Высокий, или певучий, бас (basso cantante) иногда называют баритональным за его светлое звучание. У него звучные верхние ноты и яркий центральный участок диапазона. Партии: Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно) и др. Низкий, или центральный, бас (basso profundo) обладает мощным звучанием нижних нот и всего центра диапазона. Верхний отрезок диапазона звучит напряженно. Партии: Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Кончак («Князь Игорь») и др. В оперном исполнительстве различается характерный, или комический, бас (basso buffo) — гибкий, подвижный голос. Партии характерного баса: Скула («Князь Игорь»), Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Самый низкий вид басов — басы-октависты с диапазоном ля контроктавы — ля малой октавы. Отдельные басы-октависты могут брать звук фа контроктавы. Особенно красиво басы-октависты звучат в хорах а капелла.
2) Самая низкая партия в хоре или ансамбле. Рабочий диапазон хоровой басовой партии обычно колеблется в пределах соль большой октавы — ре (ми-бемоль) 1-й октавы.