БАЛЛАДА (от лат. ballo — танцую) — первоначально (в XII в.) танцевальная одноголосная хоровая песня. В XIII в. жанр баллады становится важнейшим в творчестве трубадуров и труверов, она превращается в одноголосную лирическую песню с инструментальным аккомпанементом импровизационного характера. Баллады писали крупнейшие музыканты раннего Возрождения Филипп де Витри, Гильом де Машо. В народном творчестве танцевальная баллада постепенно трансформируется в повествовательную песню, зачастую с элементами фантастики. Этот вид баллады повлиял на ее возрождение в музыке композиторов-романтиков XIX в.— Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа и др. Сюжеты вокальных баллад становятся более драматичными, нередко приобретая мрачный трагический колорит («Лесной царь» Шуберта). В России к жанру вокальной баллады обращались М. И. Глинка («Ночной смотр»), А. С. Даргомыжский («Свадьба»), А. Г. Рубинштейн («Баллада»), Н. А. Римский-Корсаков («Свитезянка»). Следует отметить включение баллады в оперу (баллада Финна из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», баллада Сенты из оперы Р. Вагнера «Летучий голландец»). Жанр баллады проникает и в инструментальную музыку (баллады Ф. Шопена, И. Брамса, Г. Форе). Отечественные композиторы также обращались к балладе, наделяя ее героико-патриотическим содержанием (баллада Витязя из симфонии-кантаты «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина, «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева).