Итальянский композитор. Родился 3 ноября 1801 г. в городе Катанья (Сицилия) в семье музыканта. Окончил Неаполитанскую консерваторию по классу композитора Н. Цингарелли. Дебютировал оперой «Адельсон и Сальвини» (1825), затем — опера «Бианка и Фернандо» (1820) на сцене театра «Сан-Карло» в Неаполе: в 1827 г. написал оперу «Пират» для миланского театра «Ла Скала». Оба последних произведения имели успех и доставили молодому автору признание широкой итальянской аудитории. Из числа дальнейших оперных работ композитора необходимо отметить: «Чужестранку» (Милан, 1829), «Капулети и Монтекки» (Венеция, 1830), «Сомнамбулу» и «
Норму» (обе — Милан, 1831), «Беатриче ди Тенда» (Венеция, 1833).
1833—1834 гг. проходят в разъездах: Беллини посещает Лондон, затем Париж, где создает свою последнюю оперу — «Пуритане» (Theatre italien, 1835). Композитор безвременно скончался 24 сентября 1835 г. в Пюто (близ Парижа), в расцвете своего незаурядного дарования.
Помимо названных работ, перу Беллини принадлежат шесть симфоний, концерт для гобоя с оркестром, произведения церковной музыки и романсы. Однако наивысшими достижениями творческого дара музыканта признаны оперные произведения, а лучшими среди них — «Сомнамбула» и «Норма», повествующие о людских печалях и радостях, любви и самопожертвовании. Оба сочинения утвердились на театральных подмостках большинства европейских стран; оба они и поныне трогают, волнуют, восхищают слушателей.
Светлый, изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта — отличительные признаки искусства Беллини. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь — наряду с А. Скарлатти и Дж. Россини — непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными, вдохновенными мелодиями; влияния их не избежали многие музыканты, в том числе Ф. Шопен. Однако порой в чистую лирику беллиниевских партитур вкрапливаются мятежные нотки; сладостное раздумье сменяется бурным протестом, тихая греза — призывом к действию. Сын своего времени, он сочувствовал национально-патриотическим чаяниям итальянского народа, изнемогавшего под гнетом австрийской монархии. Потому-то «Норма», повествующая о борьбе галлов за освобождение, оказалась созвучной эпохе, а постановка этой оперы в Италии сопровождалась открытой политической манифестацией.
Оперы Беллини неоднократно и с успехом шли на сценах русских театров. Искусство итальянского мастера хорошо известно многочисленным любителям музыки в нашей стране.
* * *
Оперы:
"Адельсон и Сальвини" (1825, 1826-27), "Бьянка и Джернандо" (1826, под названием "Бьянка и Фернандо"; 1828), Пират (1827), "Чужестранка" (1829), "Заира" (1829), "Капулети и Монтекки" (1830), "Сомнамбула" (1831), "Норма" (1831), "Беатриче ди Тенда" (1833), "Пуритане" (1835).