Комическая опера в двух действиях
Джоаккино Россини; либретто Ч. Стербини по комедии П. -О. Карона де Бомарше
"Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность".
Первая постановка: Рим, театр "Арджентина", 20 февраля 1816 года.
Действующие лица: граф Альмавива (тенор), Бартоло (бас), Розина (меццо-сопрано), Фигаро (баритон),
дон Базилио (бас), Фиорелло (баритон), Амброджо (бас), Берта (сопрано), офицер (бас); алькальд,
нотариус, альгвасилы, солдаты, музыканты.
Действие первое. Картина первая.
Площадь в Севилье на рассвете. Перед домом доктора Бартоло граф Альмавива с группой музыкантов поёт
серенаду воспитаннице Бартоло Розине ("Ecco ridente in cielo"; "Скоро восток золотою ярко заблещет зарёю").
Никто не выходит на балкон. Появляется цирюльник Фигаро, старый знакомый графа ("Largo al
factotum"; "Место! Раздайся шире, народ!"). На балкон выходит Розина и, тщетно удерживаемая Бартоло,
бросает графу записку. Граф не хочет открывать своего высокого положения, и Фигаро советует ему
назваться студентом Линдором. Затем он даёт графу хитрый совет притвориться пьяным солдатом
и потребовать в доме Бартоло постоялой квартиры ("All'idea di quel metallo"; "Мысль одна -
добыть металла").
Картина вторая.
Комната в доме Бартоло. Розина жаждет передать записку Линдору ("Una voce poco fa"; "В полуночной
тишине"). Бартоло хочет побыстрее жениться на ней, тем более что учитель музыки
дон Базилио сообщает ему, что видел в городе Альмавиву, давнего воздыхателя Розины.
Против него, советует Базилио, надо распустить клевету ("La calunnia e un venticello"; "Клевета
вначале сладко"). Розине удаётся передать записку Фигаро, который удивлён её находчивостью
(дуэт "Dunque io son"; "Это я? Ах, вот прелестно"). Бартоло замечает, что Розина писала
письмо, и разражается гневом ("A un dottor della mia sorte"; "Я недаром доктор зоркий").
Вваливается переодетый солдатом граф ("Ehi di casa"; "Эй, квартиру для постоя"). Ему также
удаётся передать записку Розине, но это не ускользает от внимания Бартоло. Поднимается суматоха,
восстановить порядок прибегают солдаты, но граф тихо говорит своё имя офицеру, и тот его почтительно
приветствует среди всеобщего удивления.
Действие второе. Картина первая.
Бартоло сидит в своём кабинете. Появляется молодой человек и называет себя доном Алонсо:
он пришёл дать урок музыки Розине вместо заболевшего Базилио (дуэт "Pace e gioia sia con voi";
"Будь над вами мир и радость"). Это снова переодетый граф. Фигаро бреет доктора, пытаясь
завладеть ключом от комнаты Розины для будущего побега. Появляется ничего не подозревавший дон Базилио,
Фигаро убеждает его, что он очень плохо выглядит и должен немедленно лечь в постель. Во
время урока музыки Бартоло начинают одолевать подозрения, наконец, он открывает правду и всех разгоняет.
Старая служанка Берта рассуждает о глупой влюблённости хозяина ("Il vecchiotto cerca moglie";
"Старичок решил жениться").
Картина вторая.
Бартоло, желая ускорить свадьбу, посылает за нотариусом. Розина, которую он убедил в обмане Линдора,
согласна выйти замуж за опекуна. Неожиданно появляются Фигаро и граф, открывающий своё
подлинное имя. Розина счастлива (терцет "Ah, qual colpo inaspettato"; "Ах, я рада"). Влюблённые
пытаются бежать, но оказывается, что Бартоло убрал лестницу, приставленную к окну. Ничего страшного,
успокаивает их Фигаро, вот как раз нотариус и Базилио в качестве свидетеля. Брачный контракт немедленно
подписывается Розиной и Альмавивой. Когда Бартоло возвращается со стражей, дело уже сделано.
Старик, впрочем, утешается тем, что Альмавива отказывается от приданного Розины. Фигаро уходит:
он сделал всё, что мог (ансамбль с хором "Di si felice innesto"; "Заботы и волненья и свадьба в заключенье").
Г. Маркези