опера Дж. Верди в 4 действиях (7 картинах), либретто А. Гисланцони и К. дю Локля по сценарию О. Мариетта.
Премьера: Каир, 24 декабря 1871 г., под управлением Дж. Боттезини; в Италии - Милан, театр "Ла Скала", 8 февраля 1872 г., под управлением Ф. Фаччо; в России - Петербург, 19 ноября 1875 г., силами итальянской труппы; на русской сцене - Петербург, Мариинский театр, 1 апреля 1877 г., под управлением Э. Направника.
Действующие лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор), Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец (тенор). Жрецы, жрицы, придворные, солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ.
Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов.
Действие первое.
Царский дворец в Мемфисе. Верховный жрец Рамфис сообщает молодому начальнику
дворцовой стражи Радамесу, что эфиопы угрожают египтянам войной. Радамес
жаждет стать во главе войск ("Se quel guerrier io fosso!"; "Ах, если б
я был избран!") и сложить добытую в боях славу к ногам своей возлюбленной,
эфиопской рабыни Аиды ("Celeste Aida"; "Милая Аида"). Амнерис, дочь царя,
влюблённая в Радамеса, в разговоре с ним терзается муками ревности (дуэт
"Forse l'arcano amore"; "Тайну подозревает"). Аида тоже взволнована:
сердце её разрывается между тревогой за судьбу эфиопского народа и
любовью к Радамесу (терцет "Vieni, o diletta"; "О, подойди ко мне").
Появляется царь со свитой, гонец сообщает о том, что ведомые царём Амонасро
(отцом Аиды) эфиопы приближаются к Фивам. Царь назначает Радамеса
предводителем войска ("Su! del Nilo al sacro lido"; "К берегам священным Нила").
Аида в отчаянии ("Ritorna vincitor!.."; "Вернись с победой к нам!"), её
страдание так сильно, что она призывает смерть ("I sacri nomi di padre... d'amante";
"И я не смею открыто, свободно").
В храме идёт обряд посвящения Радамеса. Рамфис вручает Радамесу священный меч
("Nume, custode e vindice"; "Боги, победу дайте нам").
Действие второе.
Рабыни одевают Амнерис, котороя ждёт возвращения победителя - Радамеса
("Ah! vieni, amor mio"; "Мой милый! Приди"). Аида приносит ей корону.
Благодаря искусному обману Амнерис заставляет Аиду выдать её любовь к
Радамесу и осыпает рабыню угрозами (дуэт "Tu la sorte dell'armi"; "
Amore, amore!"; "Твоим братьям оружье изменило", "Любовь и радость").
Площадь в Фивах. Все встречают победителей ("Gloria all'Egitto, ad Iside";
"Слава Египту и богам!"). Радамес склоняется перед Амнерис, и она возлагает на его
голову корону. Царь спрашивает у полководца, чего он желает. Радамес
просит ввести пленных. Среди них - Амонасро, который предупреждает Аиду,
чтобы она не выдавала его. Сказав, что эфиопский царь погиб на поле брани,
Амонасро, а с ним все остальные пленники и рабы просят у фараона пощады
("Quest'assisa ch'io vesto"; "Видишь эти одежды простые"). Царь освобождает
пленников, оставив, по совету Рамфиса, Аиду и её отца в качестве заложников.
Радамесу он отдаёт руку Амнерис.
Действие третье.
Ночь на берегу Нила. Из храма доносятся гимны Изиде ("O tu che sei d'Osiride"; "
Матерь бессмертная богов"). Амнерис готовится к свадьбе с Радамесом. Аида ждёт его,
чтобы проститься навсегда ("O cieli azzuri"; "Небо лазурное"). Внезапно появляется Амонасро:
он догадался о любви Радамеса и Аиды, она должна выведать у египтянина секрет, который
поможет эфиопам победить ("Riverdrai le foreste imbalsamate"; "Возвратимся мы скоро в край
родимый"). Аида отказывается, но отец угрожает ей. Радамес с нежностью встречает Аиду
("Pur ti riveggo, mia dolce Aida"; "Опять с тобой, дорогая Аида!"): он обещает ей вернуться с очередной победой
и попросить у царя её руки. Аида предлагает бежать; Радамес колеблется, но затем соглашается.
Аида спрашивает, какая дорога через границу не охраняется, и Радамес открывает ей тайну:
это как раз та дорога, по которой египтяне должны обрушиться на врага. В ту же
минуту торжествующий Амонасро выходит из укрытия и называет себя (терцет "Ma
dimmi per qual via"; "Скажи мне, где идти нам"). Юноша трепещет при мысли, что
предал родину. Из храма выходят Амнерис и Рамфис. Аида с отцом бегут, Радамес
предаёт себя в руки жреца.
Действие четвёртое.
Царский дворец. Амнерис сокрушается о побеге Аиды и предательстве Радамеса. Она обещает
любимому заступничество царя, если он ответит на её любовь, но Радамес непреклонен
(дуэт "Gia i sacerdoti adunansi"; "Там собрались все жрецы").
В подземелье дворца Радамесу выносится приговор: он будет заживо погребён в
склепе храма. Амнерис проклинает жрецов.
В подземелье храма Радамес ожидает смерти и все его мысли - об Аиде. Внезапно
раздаётся стон: это Аида, которая тайно проникла в склеп, чтобы разделить
участь любимого. Радамес ужасается при мысли, что и она должна умереть
("Morir! Si pura e bella"; "Погибнуть в такие годы!.."), но Аида утешает
его ("Vedi? di morte l'angelo"; "Видишь, открылись небеса"). Их прощание
с жизнью сливается с молитвой Амнерис.
Г. Маркези
* * *
ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3:
Исполнители:
Мария Каллас (Аида), Ричард Такер (Радамес), Федора Барбьери (Амнерис), Тито Гобби (Амонасро), Джузеппе Модести (Рамфис), Никола Заккариа (Царь Египта), Франко Риккиарди (Гонец).
Хор и оркестр театра Ла Скала. Хормейстер Норберто Мола, дирижёр Туллио Серафин
Запись 3-16 IX 1955, театр "Ла Скала", Милан.
Bitrate: 128 kbps | Общее время звучания: 2.23.56 | Размер: 132 МБ | Формат: mp3